Материал к сочинению на тему «Роль метафоры в публицистическом стиле»

Для публицистического стиля характерно использование  метафоры как средства экспрессии и выражения оценки.

Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придаёт слову публицистическую окраску, например:

пакет молока — пакет предложений/законов
— тихие шаги — практические шаги
— формат книги — формат переговоров
— сигналы светофора — сигналы с мест.

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях:

  • создания яркого образа,
  • выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи;
  • оказания воздействия на адресата речи.

Для советской печати было характерно использование в переносных значениях слов, относящихся в прямом значении к военной лексике:

— битва за урожай, идейная вооружённость, идеологическая диверсия,

— учебно-творческий полигон, педагогический десант.

В современной речи военные лексемы звучат не реже:

— взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма,  
— форсировать, маневрировать, торпедировать.

Активно используется сравнение государственного устройства со зданием: коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-91 годов), занять нишу, социальный блок, партийное строительство.

Со времени перестройки в публицистику вошло сравнение общественного развития с движением поезда, корабля: локомотив реформ буксует/ползёт/застрял/сходит с рельсов, корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.

Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции: паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы феодальной морали, вирус распада, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.

Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами: оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.

Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию.

При обсуждении экономических и политических тем избыток метафор ведёт к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциональным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов.

Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда, и самого автора. Оно особенной неуместно в парламентской речи при обсуждении законов.

Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность текста наносит ущерб его точности. Эта тенденция публицистики отражается на книжно-письменной речи школьников, которые стремятся сделать свои сочинения красивей и в некоторых случаях так употребляют метафоры, что фраза становится бессмысленной:

  • «Они стоят в ряд на одном уровне»;
  • «Невозможно пройти мимо такого огромного государства как РОССИЯ со множеством побед и славной историей»;
  • «Что же позволило поставить их на ступень огромного вклада в развитие культуры России?»;

Источник информации

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 21
  1. Анонимный

    спасибо огромное

  2. Анонимный

    Огромное СпАсИбО!!!

  3. Анонимный

    помогите пожалуйста написать сочинение на тему: Осторожно!Пятьдесят километров- дикие звери.

    Текст.
    (1)Я — москвич! (2)Сколь счастлив тот , кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя.

    (3)…Минувшее проходит предо мною…

    (4) Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву . (5)Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал.

    (6)В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами.

    (7)Там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь — асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. (9)Один за другим поднимаются первоклассные заводы. (10)Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. (11)В них входят стадионы — эти московские колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мёртвой пустыне Кара-Кумов, и на «Крыше мира », и в ледниках Кавказа.

    (12)Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе силы…

    (13) Москва уже на пути к тому , чтобы сделаться первым городом мира . (14)Это на наших глазах.

    (15)…Грядущее проходит предо мною…

    (16)И минувшее проходит предо мной. (17)Уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. (18)И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва , как и какие люди бытовали в ней.

    (19)И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего

    На грани двух столетий,

    На переломе двух миров .

    (По Вл. Гиляровскому)

  4. Анонимный

    не могли бы вы пожалуйста помочь написать мне сочинение по вот этому тексту? Пожалуйста,просто я дико не успеваю….

    (по тексту Л.Леонову
    начинается так :"воспаленное состояние Поли…"

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Посмотрите тут: http://webhelper.info/blog/kak_ljudi_stanovjatsja_vzroslymi_sochinenie_s1_k_demoversii_egeh_po_russkomu_jazyku_2012_goda/2011-10-10-17

  5. Анонимный

    Спасибо большое я искала везде но ваш сайт один где это было

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Не поняла вопрос =(

  6. Анонимный

    Спасибо Вам большое,Марина Анатольевна! Сегодня весь вечер перед ГИА в друзьями готовились, я им скинула ссылку на Ваш блог,а они написали что уже давно все на этом сайте "сидят")) Ещё раз огромное спасибо от меня и всей моей несчастной параллели 9 классов))

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Удачи всей вашей параллели! Всё будет хорошо!

  7. Анонимный

    Мне срочно нужно сочинение на тему "роль метафоры в художественном тексте"…..пожалуйста…помогите)

  8. Анонимный

    спааааасибо)))

  9. Анонимный

    спасииииииииииибооо))

  10. Анонимный

    Материал, представленный здесь , основан на информации с разных сайтов, так что ничего особенного, если честно. Единственный плюс-структурированность теоритического материала.

  11. Анонимный

    А роль метафор в художественном тексте здесь имеються?)))

  12. Анонимный

    мне тоже не очень понравилось

  13. Анонимный

    не очень(((

  14. Мария

    Большое спасибо!
    Очень помог материал!
    а не подскажите,словосочетание "мужественное решение" это метафора?или это в прямом смысле ?
    я то никак понять не могу..

  15. Юля

    Спасибо большое!Этот материал мне очень помог.

  16. Анонимный

    Огромное спасибо!!!!!!!!!

  17. Анонимный

    Спасибо вам по больше бы таких блогов

  18. Анонимный

    Здравствуйте!!! не могли бы Вы мне помочь?
    мне к завтрашнему дню нужно написать сочинение на тему:
    Что такое мужественность?
    учитель сказал, что этот вопрос можно рассматривать на примере Печорина..
    только вот в голову ничего не лезет!!
    помогите, пожалуйста!!

Комментарии закрыты.