Материал к сочинению на тему «Зачем нужны вводные слова?»

1. Что такое «вводные слова»?

Вводные слова  — это специальные слова или сочетания слов, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.

Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом (К счастью, никто меня не заметил), или к отдельным его членам (Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

2. Каковы функции вводных слов в речи?

Функция №1. Вводные слова могут выражать оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Или оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.

Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.

Функция №2. Вводные слова могут выражать чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.

Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.

Функция №3. Вводные слова могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др.

Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.


Функция №4. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.

Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно.


Функция №5. Другие вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.

Например: По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

Функция №6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.

Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.

Функция №7. Вводные слова и словосочетания используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.

Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие.


Функция №8. В некоторых случаях вводные слова выполняют роль союзов. 

Например:

Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте.
Сравните: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: то ли под кустом ракиты, то ли на погосте.Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный. Сравните:  Погода была ветреная, а ветер не совсем был попутный.
Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.
Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою.

Источник информации

Читайте также:  ОГЭ Готовимся к заданию 13 по таблице (типы подчинения придаточных)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    Действительно полезная информация! Спасибо!

  2. Ceylan Boz

    Спасибо огромное ))))

  3. Анонимный

    Спасибо большое)

  4. Анонимный

    Огромное спасибо)

  5. Анонимный

    а ДА в предложении чем является ?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Это может быть частица или союз.

  6. Анонимный

    спасибо вам огромное Марина Анатольевна!!! я по вашему сайту подготовился осталось только сдать))

  7. Анонимный

    Спасибо, просто супер!!! ученица 11-го класса

  8. Анонимный

    Да,вы очень умный человек.Низкий вам поклон и спасибо за все)))*

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Благодарю =)

  9. Анонимный

    Да, действительно, информация как раз та, что нужна!!! Спасибо Вам огромное… Думаю, ГИА без проблем можно сдать!!!

  10. Анонимный

    спасибо,очень помогли.

  11. Анонимный

    Спасибо вам,теперь я смогу сдать экзамен по русскому языку

  12. Анонимный

    Спасибо большое, огромное спасибо!!! Вы мне так помогли!!!

  13. Анонимный

    Спасибо большое0 очень помогли)

  14. Анонимный

    Огромное спасибо! Сочинение по теме на 5 написал)

  15. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Благодарю за отзыв!

  16. Анонимный

    Марина Анатольевна! Спасибо Вам огромное! Очень нужный для девятиклассников материал!

  17. Анонимный

    норм)

  18. Анонимный

    да тут бы были изложения, вот эт другое дело. ну в общем норм сайт

  19. Анонимный

    огромное спасибо!!! чтоб мы без вас делали! вы очень многим помогли! спасибо, спасибо огромное!:)))

  20. Анонимный

    спасибо)

  21. Анонимный

    спасибо )))))))))))))

  22. Анонимный

    огромное вам спасибо, всё что было нужно всё нашла )))*)))

  23. Анонимный

    Спасибооооо!

  24. Анонимный

    Спасибо огромное. Типерь с такими знаниями миня точна на алимпеаду па рускаму вазьмут! =D

  25. Анонимный

    спасибо))

  26. Анонимный

    спасибо, спасибо, спасибо)))))))

  27. Анонимный

    Спасибо огромное!!!! Действительно исчерпывающий материал!))

  28. Анонимный

    Спасибо большое вы меня просто спасли))))Сайт супер….

  29. Анонимный

    Да да… Отлично, Оочень помогли, спасибо…)

  30. Анонимный

    Классный сайт!Продолжайте в том же духе!

  31. Анонимный

    БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО !Очень много нужной информации .

  32. Рина

    спасииииибо большоооооое :3 материал прям в точку! ^^

  33. Анонимный

    Большое спасибо!!
    очень помогли!

  34. Анонимный

    Спасибо большое!Отличный сайт!

  35. Анонимный

    спасибо большое! очень много действительно нужной информации.

  36. Анонимный

    ШИК!!! спс, помогли мне очень!

  37. Анонимный

    спасибо)

  38. Анонимный

    оч хороший сайт))вы мне помогли)))!

  39. Анонимный

    Спасибо вам большое!