Материал к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?»

Обновление от 24.04.11
Этот материал поможет вам подготовиться к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?»

1. Что такое тире?
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.

2.Функции тире:

Функция № 1 – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире разделяет:

а) подлежащее и сказуемое при отсутствии связки: Москва – столица России.

б) члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении: Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее — детям.

в) члены предложения для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения, обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикш – на этот раз к отелю.
г) обобщающее слово и однородные члены предложения: Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом.

д) однородные члены и продолжение предложения, если перед ними стоит обобщающее слово: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом.

е) части бессоюзного сложного предложения: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

ж) прямую речь и слова автора: «Сколько времени будет длиться экзамен?» — поинтересовались ученики.

з) реплики диалога: — Не буди меня рано, — попросил сын свою мать.

Функция № 2 – ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире выделяет:

1. распространённые приложения, имеющие ярко выраженное уточнительное, поясняющее значение: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. За лугами, за старицами – приютом щук и прочей рыбы – видна полоса песков.

2. вставные предложения: Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи: — Именно то, что наиболее естественно, — заметил он, — менее всего подобает человеку.

Функция № 3 — СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ

С помощью тире оформляют смысловые отношения:
 

а) времени или условия (Лес рубят — щепки летят. Назвался груздем — полезай в кузов)

б) следствия, результата, вывода (Солнце дымное встаёт — будет день горячий)

в) противопоставления (Надо мне – бежать вперёд, вам – возвратиться назад. Знание законов не желательно – обязательно. Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле)г) быструю смену событий или неожиданный результат действия (Сыр выпал — с ним была плутовка такова. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне)

д) сравнения (Молвит слово — соловей поёт)

Функция № 4 — ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ

Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональную напряженность и остроту.

Вот некоторые примеры из произведений М. Горького: Я имею бумаги… но — они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень — и уснула; Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Все эти подчеркивания с помощью тире эмоциональной стороны речи, ее напряженности и динамичности, естественно, подчинены манере изложения и не регламентируются правилами.

ВЫВОД

Итак, диапазон употребления тире действительно широк:

во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти словесно пустые места;

во-вторых, тире может выполнять роль отграничителя и сигнализировать при этом о границе различных синтаксических конструкций;

во-третьих, при отсутствии союза тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами;

в-четвёртых, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи.


Источник

Готовое сочинение по данной теме читайте ТУТ (образец 9).
О том, КАК писать сочинение, читайте ЗДЕСЬ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 86
  1. Анонимный

    помогите сделать синтаксический разбор Сыр выпал — С НИМ БЫЛа плутовка такова

  2. Анонимный

    Нужная статья, очень сильно помогла. То, что искала-кратко и всё самое важно, ни чего лишнего.

  3. Анонимный

    Спасибо за материал!
    Скажите, пожалуйста, правда, что в 2012 году выпускини 9-х классов, сдающие ГИА, попали под эксперимент?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Этот эксперимент длится уже несколько лет!

  4. Анонимный

    Марина Анатольевна, помогите пожалуйста установить функцию тире: Кто кончил жизнь трагически, — тот истинный поэт!

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      На мой взгляд, здесь тире не нужно, т.к. это сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным.

  5. Анонимный

    Здравствуйте, Марина Анатольевна! Во-первых, хочется сказать Вам огромное спасибо за то, что вы разработали такой отличный сайт! Потому что он помогает подросткам, да и не только….
    Я — ученица средней школы.Скоро у нас в школе будет неделя Русского языка и литературы, и мне, как "примерной"ученице, было велено написать сочинение на тему:"Школа в моей жизни". Помогите, пожалуйста, написать это сочинение..или дайте,пожалуйста, советы и материалы для его написания.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Спасибо за добрые слова! Я рада, что материалы блога приносят реальную помощь школьникам. Постараюсь помочь и на этот раз. Прежде чем писать сочинение, необходимо продумать план. Помните, что сочинение должно состоять из трёх частей: вступления, основной части и вывода. Они выделяются абзацами. Во вступлении можно немного пофилософствовать о том, какую роль играет школа в жизни каждого человека. В основной части напишите о себе, о школе, в которой вы учитесь, о школьной жизни, одноклассниках, учителях. В заключении работы можно процитировать слова о школе какого-нибудь известного человека. Образцы сочинений можно посмотреть, перейдя по ссылкам:
      http://referatwork.ru/refs/source/ref-40637.html
      http://zolotze.blogspot.com/2007/11/blog-post_22.html
      http://abakanschool.ru/samye_glavnye_slova_o_rodno_shkole_sochineniya_uchashikhsya
      http://uvk6.info/page.php?al=shkola_v_moej_zhizni_soc
      http://74213s6.edusite.ru/p57aa1.html
      Удачи!

  6. Анонимный

    спасибо огромное=)то что нужно*))очень пригодилось=*

  7. Анонимный

    Спасибо=*))

  8. Анонимный

    спасибо за сочинение, хорошее и краткое содержание

  9. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Марина, я удивлена, что материал данной статьи Вас не вдохновил на сочинение! Готовую работу можно посмотреть тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html Но всё-таки полезнее писать сочинение самому!

  10. марина

    зачем нужно тире???? сочинение нужно 9класс

  11. Анонимный

    спасибо)то что мне нужно)

  12. Анонимный

    Здравствуйте)На какое правило относится это предложение?
    Я — москвич.

  13. Анонимный

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!очень помогли, то что мне нужно!

  14. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    В статье содержится обобщённая информация. Примеры Вы подбираете сами. Они должны быть обязательно из указанного текста.

  15. Анонимный

    а тут по тексту то всё подходит?

  16. Анонимный

    Спасибо вам огромное! Не знаю что бы я без вас делал. В конце восьмого класса писали тест в формате ГИА, так у меня теория выполнена на 100%, а сочинение на хилую троечку. В итоге поставили 4. Еще раз спасибо!

  17. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Вы правильно назвали функции тире, поэтому баллы вам по критерию С1К1 не за что снижать.

  18. Анонимный

    Здравствуйте, Марина Анатольевна!
    Большое спасибо за материал — очень помого на самом экзамене. Писал сочинение на лингвистическую тему про функции тире.
    Если я назвал разделительную функцию между подлежащим и сказуемым, выраженые имненм существительными; и указал смыслоразличительную функцию тире, которое разделяет не только части СБП, но подчеркивает, что эти части противопоставлены по смылу. Не снизят ли мне баллы?

  19. Макс

    так и знал, что допущу какую-нибудь глупую ошибку=(Надо было написать про выделительную функцию(

  20. Макс

    Обидно=(А можно получить 5, если остальное всё(не считая этой ошибки в сочинении) сделано правильно?

  21. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    "…если привёл в сочинении про тире функции: 1. разделяет подлежащее и сказуемое, 2. Разделяет части СБП — это ведь разные примеры?Или оценят как одну функцию?("

    Макс, к сожалению, в данном случае вы назвали одну функцию — разделительную. За одну функцию вы получите 1 балл. Про примеры сказать ничего не могу, т.к. вы их не написали (примеры и функции — разные понятия!)

  22. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Это значит, что по критериям С1К2 (Наличие примеров-аргументов) вы получите 1 балл (при условии, что приведённый пример соответствует указанной функции)

  23. Анонимный

    Что будет если в сочинение написать один пример?

  24. Макс

    Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, если привёл в сочинении про тире функции: 1. разделяет подлежащее и сказуемое, 2. Разделяет части СБП — это ведь разные примеры?Или оценят как одну функцию?(

  25. Анонимный

    спасибо огромное

  26. Анонимный

    спасибо огромное!!)))

  27. Анонимный

    Большое спасибо! Вы мне очень помогли!

  28. laurka_0950_94

    Спасибо большое, Марина Анатольевна:) Хороший материал, на основе которого намного легче писать сочинение)

  29. Анонимный

    Уважаемая Марина Анатольевна здесь очень хороший материал и информация. Вас благодарит Гайдамака Алексей. Спасибо Вам ещё раз)ли:)

  30. Анонимный

    Уважаемая Марина Анатольевна преогромное Вам спасибо) Вас благодарят Илич и Ли))

  31. Анонимный

    можно ли стать грамотным не освоив непроверяемых слов
    помогите пожалуйста

  32. Анонимный

    материал очень хороший)надеюсь завтра на ГИА он мне поможет)

  33. Анонимный

    Думаю, не имеет смысла учить два месяца всё это дословно, главное — это понимать то, что ты пишешь. Так что, завтра пару-тройку часов и я буду окончательно готов.
    Спасибо!

  34. Анонимный

    Марина Анатольевна, огромное спасибо за вашу информацию, которую вы поместили на вашем сайте. Она мне очень помогла!!!

  35. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Если ваше сочинение будет соответствовать всем требованиям, никто зачёркивать лишние слова и снимать за это баллы не будет! А в экспертной комиссии я не состою.

  36. Анонимный

    Здравствуйте, Марина Анатольевна! У меня вопрос по поводу максимального объёма сочинения. Вы писали, что, наверное, 250! Мне кажется меньше -140-150!Напишешь лишних 100 слов — тебе зачеркнут да ещё поставят. А вы входите в экспертную комиссию?

  37. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Здесь тире выделяет поясняющий член предложения (28 июля)

  38. Анонимный

    А предложение: Даже число запомнилось- 28 июля . К какому правилу?

  39. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Дмитрий, советую начать подготовку с этой статьи: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html?showComment=1305652415699#c5657498543488503534

  40. Дмитрий

    Здравствуйте, Мария.
    Я ученик 9ого класса.
    Наверное буду писать С2.1 на ГИА.
    Как посоветуете подготовиться?
    Где найти подходящий "клише" или макет сочинения который можно заучить и вставить функции запятых (их тоже заучить?)

  41. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Перед экзаменами всегда возникает такое чувство: будто ничего не знаешь. Не переживайте! Если вы готовились к экзамену, то всё вспомните! Проверено на практике!

  42. Анонимный

    скоро экзамены…Русский 26 мая. Боюсь, что всё вылетит из головы от страха.((

  43. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Чёткого регламента нет, думаю — слов 250.

  44. Анонимный

    сколько допускается максимально слов в предложении на лингвистическую тему?

  45. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Посмотрите тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/01/blog-post_31.html#more

  46. Анонимный

    Здравствуйте.Мне нужно сочинение на тему "Суффикс-значимая часть слова" Помогите пожалуйста.

  47. Анонимный

    Спасибо

  48. Анонимный

    Спасибо большое! Надеюсь, что теперь точно не пропаду на ГИА :))))

  49. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Спасибо! Исправила =)

  50. Анонимный

    шикарно но измените "Функция №1 – ВЫДЕЛЕНИЕ" она домжна быть "Функция №2 – ВЫДЕЛЕНИЕ."

  51. Анонимный

    СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! ВАШ САЙТ СУПЕР!!! ПРЯМО ТО ЧТО НУЖНО!!!=***

  52. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Варианты концовки можно посмотреть в статье о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (ссылка на неё в конце этой статьи)

  53. Анонимный

    а где концовку можно найти??

  54. Анонимный

    Спасибо,а то завтра экзамен и я ни гугу))

  55. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Светлана Юрьевна, спасибо за уточнение! А по поводу смысловой функции я с Вами полностью согласна!

  56. Светлана Юрьевна

    В справочнике "Русский язык" (- М: Просвещение, 1990) под редакцие автора учебника для 7, 8 и 9 класса Баранова М.Т. тире так же, как и двоеточие, названы ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫМИ знаками, если стоят при обобщающем слове с однородными членами. Выделительную функцию они выполняют и в том случае, если употребляются одновременно: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом (они ВЫДЕЛЯЮТ ряд однородных членов).

    Я думаю, что ещё стоит говорить о смысловой функции тире в бессоюзном сложном предложении. А Вы как считаете? С уважением, Ваша коллега из Самары Иванова Светлана Юрьевна.

  57. Ольга

    спасибо большое. все четко и понятно написано. отлично подходит для подготовки к ГИА

  58. Анонимный

    спасибо большое.)

  59. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Благодарю =)

  60. Анонимный

    Спасибо Вам огромное за эти замечательные статьи, которые ни раз меня спасали.

  61. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Благодарю за оценку "5" =) Про Википедию вы правильно подметили: считаю, что это весьма полезный интернет-ресурс, нередко обращаюсь к нему и не скрываю этого!

  62. Анонимный

    За статью поставил пять, но первая часть скопирована с Википедии! За "Выделение" спасибо!

  63. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Это функция РАЗДЕЛЕНИЕ, пункт г).

  64. Анонимный

    а предложение "Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или
    полтора."

    к какому правилу относится?

  65. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Безусловно, ВСЮ информацию из данной статьи переносить в сочинение не стоит. Это лишь материал к сочинению, но не сочинение. Рекомендую познакомиться со статьёй, в которой подробно разъясняется, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html#more

  66. Анонимный

    а че так можно в сочинении написать?

  67. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Да, Вы правы. Вы не доверяете Википедии?

  68. Анонимный

    всё чисто с википедии

  69. Анонимный

    Пробный ГИА по Русскому Языку 15 марта писали,32/41 написал,и по всем критериям оценка 4=)

  70. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Но разве вы учитесь только ради похвалы учителя? =)

  71. Анонимный

    Да уш учишся учишся а наш учитель старания не оценит))=)

  72. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Во-первых, бОльшая часть информации должна быть вам знакома, вы ведь всё-таки 9 лет в школе учились! Её нужно просто обобщить. Во-вторых, а как вы готовитесь к устным экзаменам? Билеты тоже надо учить! Так что объём информации вполне допустимый. Просто начинать подготовку к экзамену надо не за два месяца, а с начала учебного года. Тогда будете чувствовать себя спокойнее =)

  73. Анонимный

    А можно один вопрос?

    как суметь уложить себе в голову все функции,всех знаков,и в отношении других тем этого пункта экзамена?

    ведь с шаблонами да с материалом писать сочинения на 7 баллов вообще никаих проблем не составляет,а что я к маю все выучу,учитывая то , что русский не единственный экзамен,я сомневаюсь.

  74. Анонимный

    ё, неплохо, неплохо… спс!)))

  75. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    В конце этой статьи есть ссылка на готовое сочинение по данной теме, концовку можно посмотреть там.

  76. Анонимный

    как можно написать концовку сочинения на тему тире?

  77. Анонимный

    спасибо!))

  78. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Рекомендации о том, как писать сочинение, а также план, есть здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html#more

  79. Анонимный

    справку можно найти где угодно,вы бы лучше дали примерный план этого сочинения……..

  80. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Да, конечно! Добавлю этот пункт в статью. Спасибо, что написали об этом :)

  81. Анонимный

    Спасибо за материал. А уместно ли в сочинении на данную тему будет использовать правила постановки тире в бессоюзном предложении?

  82. Анонимный

    неплохо)

  83. Анонимный

    Классно то что мне нужно спасибо!!!

Комментарии закрыты.